вторник

Океаны завораживают

Хорошее видео.
В российский прокат выходит документальный блокбастер "Океаны". Опоздавший в российские кинотеатры на полтора года, фильм впервые настолько красиво показывает морское дно, что не верится: неужели компьютерная графика тут ни при чем?
К побережью океана выбегают дети. Светлый паренек лет 12 вдруг останавливается, всматриваясь в бескрайние сине-зеленые водные дали. Волны с каким-то вселенским величием шумно бьются о скалы, камера пролетает над водой и ныряет вглубь. Следующие 100 минут она еще несколько раз поднимется над водой, чтобы затем снова упасть на морское дно, где страсти кипят такие же нешуточные, что и в человеческих мегаполисах.
"В мире животных" с невиданным размахом
Тайны морских пучин, знакомые еще с "В мире животных", тут приобретают совершенно новый масштаб: морские коровы, исполинские киты, стаи светящихся медуз или косяки рыб в "Океанах" выглядят так, словно их на компьютере рисовала армия Джеймса Кэмерона, создавая еще одну вселенную "Аватара". Однако подлинное восхищение приходит, когда одергиваешь себя, закормленного рисованной живностью, и понимаешь, что именно так, по-фантастически удивительно, устроен Мировой океан. Менее ординарные слова подобрать сложно, поскольку это именно фантастически удивительно.
Фильм создан командой 69-летнего французского продюсера Жака Перрена, он же офицер Ордена Почетного легиона, который уже поражал мир фильмами "Микрокосм" (1996) и "Птицы" (2001). В "Океанах" же Перрен вместе с коллегой, режиссером Жаком Клюзо, размахнулся до невиданных ранее масштабов. Сделанные в копродукции с Disney "Океаны" обошлись в $80 млн, что делает фильм, пожалуй, самым дорогим документальным фильмом в истории.

Случай с крабом
В каждом океане съемочная группа погружалась на дно, снимая, в принципе, знакомых персонажей, но делала это с каким-то маниакальным упорством. Искусственно подсвечивая дно, операторы-подводники часами следили за муренами, гигантскими креветками и прочими морскими гадами с отливами всех цветов радуги. В фильме иногда попадаются типично бытовые сцены, показывающие естественный отбор в действии.

Проголодавшийся краб подкрадывается клешнями к креветке, вычищающей свою раковину, та бросается песком и ныряет обратно. Краб ждет голод не тетка и тут его еда вдруг набрасывается на него и после короткой потасовки отрывает ему клешню. Затем ликующая креветка добавляет контуженному крабу победный апперкот и снова скрывается в своем жилище.
Есть менее забавные эпизоды, возвращающие нас к правилу дикой природы о том, что выживание здесь обусловлено силой и везением. Вот вылупившиеся черепашки ползут по песчаному берегу навстречу воде, а сверху �на них пикируют пернатые хищники уплыть удается немногим.
Привет "Гринпису"
В остальном же "Океаны" показывают куда более величественные кадры. Разумеется, равных тут нет китам, кашалотам и гигантским касаткам, которые, подобно атомным подводным лодкам, бесшумно проплывают под носом у оператора.

Ближе к концу фильма Перрен и Клюзо аккуратно, в паре "гринписовских" эпизодов, дают понять, что кроме хищных птиц, кормящихся дарами моря, у обитателей мирового океана есть более молодой, но очень настырный враг, убивающий не столько по нужде, сколько с жира.
Кадр с убийством кита сменяет менее кровавый, но не менее грустный эпизод, как у нефтяной вышки морской лев наворачивает по дну круги вокруг коляски из супермаркета. Не считая прогулки по зоологическому музею с вымершими, в том числе и по вине человека, видами, эти кадры лишь то немногое, что заставляет отвлечься от самобытности дна океанов. В противном случае это был бы уже фильм о другом.
Александр Зубков
Источник

Популярные сообщения